Поделки на тему народов мира

Поделки на тему народов мира
Поделки на тему народов мира Поделки на тему народов мира

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №171»

Принято

Педагогическим Советом

Протокол №2

( 27.11. 2014г. )

Утверждаю

Заведующий МБДОУ № 171

_____________ В.Г. Зорина

27.11.2014 г.

Основная образовательная

программа дошкольного образования

Вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений

«Родной свой край люби и знай»

г. Оренбург, 2014 год

Содержание образовательной программы

1.

Целевой раздел части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений

1.1.Пояснительная записка к парциальной программе «Родной свой край люби и знай»……………………………………………..

1.1.1.Цель и задачи реализации программы……………………

1.1.1.1. Принципы и подходы к формированию программы……..

1.1.1.2. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста………………………………………………

1.1.1.3.Планируемые результаты программы…………………….

2.

Содержательный раздел части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений

2.1.Программа «Родной свой край люби и знай», формируемая участниками образовательных отношений………………………

2.1.1.Образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов……………………………..............

2.1.1.1. Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность…………………………………………………………

2.1. 1.2. Формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива……….

2.1.1.3. Сложившиеся традиции коллектива………………………

3.

Организационный раздел  части программы, формируемой участниками образовательных отношений

3.1.Описание материально-технического обеспечения Программы «Родной свой край люби и знай»

3.1.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания………………………………………………

3.1.2.Режим дня……………………………………………………..

3.1.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…………………………………………………………………

Дополнительный раздел……………………………………………

Презентация программы……………………………………………

1.1.Пояснительная записка к парциальной программе «Родной свой край люби и знай».

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь ипривязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречьеё богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накоплениеими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизненачинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования являетсяиспользование потенциала регионального компонента.

Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага вформировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействуетцелостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии изначимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к еепрошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях являетсяодним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви кнему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическуюроль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующимзвеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает интеграцию вразных видах детской деятельности.

Актуальностьданной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно–нравственногоразвития ребёнка является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых формкультурно-исторической, социальной и духовной жизни его района, области, города,страны». В данной программе речь идет о значении истории родного края и ее влияние напатриотическое воспитание дошкольников.

Хотя в ДОУ имеется некоторый опыт по применению историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако историческое краеведение, как наука еще не получило достаточного отражения в системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования историко-краеведческих материалов в образовательном процессе.

Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что ондолжен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точкизрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшимпо объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал может включаться в образовательный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в занятие, вызывает в сознании воспитанников связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию интересак образовательному процессу в ДОУ и повышению качества знаний.

Образовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 171» г. Оренбурга соответствует Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", Приказу Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Главной задачей является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.

        Программа:

  • разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической преемственности;
  • обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей;
  • строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования.

1.1.1.Цель и задачи реализации Программы

Цель программы: формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников (5-7 лет) в процессе ознакомления с историей родного края.

Задачи программы:

-формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины;

-формировать представления о достопримечательностях родного края, исторических корнях района, символике;

-расширять представления о природных богатствах Оренбургской области: растительном и животном мире; полезных ископаемых;

-вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям;

-сформировать ценностные отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;

-вызвать потребность и желание как можно больше узнать о своей малой Родине;

-развивать у дошкольников навыки познавательно - исследовательской, творческой деятельности.

1.1.1.1.Принципы и подходы, к формированию Программы.

Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к

художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.

Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике

возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.

Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.

Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного

представления об окружающем мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся во

взаимосвязи и взаимозависимости.

Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержанияпознавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают вниманиеребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается черезсопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Кроме того, в программе предусматривается решение целей и задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

- системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открыватьновые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, двигательную активность;

- гуманитарный подход предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т.е. становление в каждом ребенке субъективности;

- культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры;

- возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога впроцессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находитотражение в возрастной периодизации развития детей;

- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания.

  1.1.1.2. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

        Программа «Родной свой край люби и знай», ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала детьми 5-7 лет:

  • возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое;
  • осознает общепринятые нормы и правила поведения и обязательность их выполнения; предъявляет к себе те требования, которые раньше предъявляли к нему взрослые.
  • способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения: на основе образца, заданного взрослым;
  • усвоены основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений;
  • способны произвольно контролировать свое поведение;
  • ребенок проявляет интерес к миру людей, человеческих взаимоотношений;
  • проявляет устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
  • интересуется материалом, из которого выполнены работы, их содержанием;
  • самостоятельно распределяет роли и договаривается о совместных действиях в игровой и продуктивной деятельности;
  • участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая в большинстве случаев положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения;
  • проявляет интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров, оценке поступков;
  •  в процессе общения отражает в речи общепринятые нормы и правила поведения и объясняет необходимость их выполнения;
  • оценивает литературного героя с точки зрения соответствия его поступка общепринятым моральным нормам;
  • активно использует в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах людей: честный, смелый, трудолюбивый, заботливый и т.д;
  • способен к творческой интерпретации. Придумывает характеры музыкальных образов и средства выразительности. Импровизирует, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений;
  • разворачивает игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений;
  • проявляет самостоятельность в исполнении музыки разными способами (пение, танец, элементарное музицирование);
  • проявляет интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривает о них с взрослыми и сверстниками;
  • проявляет интерес к страноведческим знаниям, национальностям людей;
  • задает вопросы о России, ее общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях. Задает вопросы морального содержания;
  • инициирует общение и совместную со взрослыми и сверстниками деятельность, организует сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры;
  • испытывает гордость за достижения отдельных россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине;
  • положительно относится к возможности выполнения гендерных ролей в обществе;
  • знает простейшую структуру государства, его символы, имеет представление о «малой» и «большой» Родине, ее природе, определяет собственную принадлежность к государству;
  •  Имеет представление о планете Земля, многообразии стран и государств (европейские, африканские, азиатские и др.), населении и своеобразии природы планеты.
  1. 3.Планируемые результаты освоения Программы

Реализация образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:

Ребенок имеет представление о географических, климатических, социально-экономических особенностях Оренбургского края, умеет различать символикугосударства и малой родины.Знает названия близлежащих улиц, основные социальные объекты и достопримечательности города.Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и центральных улицах города. Знает и стремится выполнять правила поведения в природе и на улицах города, умеет составлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути в детский сад и обратно домой».  Ребенок имеет элементарные представления о жизни, быте, культуре народа, различает и называет национальные костюмы, имеющихся в группе национальностей, умеет играть в их подвижные игры.Имеет элементарные представления об охране природы, о заповедниках, о красной книге. Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям. Ребенок проявляет интерес к малой родине.

С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины. Ребенок проявляет инициативу в социально-значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремитсявыразить позитивное отношение к пожилым жителям города. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх,разворачивает сюжет и т.д.).

Основная образовательная программа ДОУобеспечивает приобщение к общекультурным и национально-значимым условиям, формированию общей базовой культуры. Но появляется необходимость учета личностных особенностей, потребностей, интересов, склонностей дошкольников и педагогов.

Программа предполагает обеспечение потребностей и интересов в области дошкольного образования, отражает национальное своеобразие культуры, традиций, искусства, способствующие значительному повышению уровня качества дошкольного образования.Основная задачапрограммы — как можно больше и глубже дать детям представлений об истории, традициях, ценностях, культуре Оренбургского края.

Именно с дошкольного возраста необходимо вкладывать в детей представление о том, что человек воспринимается вединстве природных, социальных, духовных начал. От человека в дальнейшем зависит сохранность земли, мира на земле, умножение ее богатств. Каким будет наш край, зависит от всех нас сегодня.

Постепенно дети рано или поздно приходят к осознанию себя в социальном мире: семье, детском саду, месту, где живут (город, село, поселок) и соотносят свою принадлежность к этому месту. Словно за этим стоит не только география места обитания, но и особая “тайна”, особый стиль жизни, особая традиция в быту, играх, праздниках, манере одеваться, разговаривать, вести себя дома и в общественных местах. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, поэтому необходимо приобщать их к пониманию истории своего края, его природного своеобразия.

Изучив наследие родного края, определяется ценность этих объектов не только с научно-познавательной и экологической стороны, но и этической, поскольку их охрана обращает внимание детей на гуманное отношение к. окружающей нас природе, способствует осознанному восприятию природы «малой родины».

Отслеживание результатов освоения  Программы «Родной свой край люби и знай» осуществляется  в процессе бесед с детьми, изучение продуктов детской деятельности, детских высказываний и оформляется в карте достижений. Организуются выставки детских работ: «Хлебный край, Оренбуржье», составление коллажа «Заповедник», «Времена года. Оренбуржье».

Организация выставки фотографий (с помощью родителей) на тему: «Любимый край, благословенный!», «Мой город».

Организация музыкально-спортивных праздников, развлечений:

- День народных игр; музыкальный досуг «Шумят хлеба», «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится», «День России».

2.1. Программа «Родной свой край люби и знай», формируемая участниками образовательных отношений.

Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми 5–7 лет охватывает следующие образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое восп.

Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Формирование основ безопасности

Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Развитие интерес к своей семье, окружающему миру, малой Родине; изучение и исследование родного края; формирование умения и навыков проектной деятельности, связанной с поисково-исследовательской работой по изучению родного края.

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Приобщение

к социокультурным ценностям

Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Формирование элементарных математических представлений

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Ознакомление с миром природы.

Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Приобщение к искусству

Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность

Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстникам и при создании коллективных работ.

Конструктивно-модельная деятельность

Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Музыкально-художественная деятельность

Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Образовательная область «Физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая 

культура

Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту

Тематическое планирование образовательной деятельности

Старшая группа 5-6 лет

Модуль 1. «Природное наследие Оренбуржья».

Цель этого раздела – познакомить детей с природным наследием Оренбуржья. Это Бузулукский бор, озеро Развал, Саракташское холмогорье, Светлинские озера, Каргалинские рудники. И как мало знают наши дети, а порой и сами взрослые об оренбургских степях. Человеку, мало знакомому с Оренбуржьем, его пейзаж представляется, прежде всего, в виде однообразных и унылых волнистых степей да пшеничных полей с редкими лесными полосами. Но для тех, кто пересек область с севера на юг и с запада на восток, кто любовался степными просторами с вершины шихана и каменистыми ущельями «Оренбургской Швейцарии», кто пробирался сквозь чащи уремных лесов и нагорных дубрав, кто не раз ночевал на берегу степной речки, вдыхал аромат чабреца, полыни, шалфея и слушал «ночной концерт» в исполнении кузнечиков, варакушки и сеноставки, Оренбуржье – край редкой красоты, исключительно многообразия пейзажей, неповторимого колорита местной природы.

Модуль 2. «Шумят пшеничные поля…».

Наше Оренбуржье – это не только пуховые платки, газ, но и бескрайние хлебные поля. И как мало наши дети знают об этом, а ведь хлеб – хорошо знакомое и привычное для детей понятие, являющееся повседневным элементом их жизни. Детей интересует, как его делают, откуда он берётся, сколько сортов хлеба бывает. На эти вопросы ответит наша программа. Изучая хлеб, дети осваивают такие понятия, как «рост» и «развитие», узнают интересные факты из области истории, географии, социального развития, определяют составные части хлеба, узнают о процессе его выращивания и производства, знакомятся с профессиями людей, участвующих в производстве хлеба.

Дошкольники знакомятся с истоками русской культуры, с народными традициями, связанными с хлебом. Воспитанники могут принести в группу рецепты приготовления домашней выпечки и рассказать о том, как проходят в их семьях торжества. Во многих культурах есть народные сказки и литературные произведения о хлебе, которые можно прочесть детям. Программа включает в себя также слушание музыки, рисование, подвижные игры – в зависимости от того, какие идеи возникнут у детей.

Модуль 3. «Город в котором мы живем».

Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположение поселка, климат округа, округ и поселок на карте России; природа и полезные ископаемые округа; символика родного края.

Модуль/Тема

Объем ОД

(в мин)

Способы реализации

Виды детской деятельности и /или активности и /или культурные практики активности

Модуль 1. Природное наследие Оренбуржья

1.1

«Люби и знай свой край родной»

30

Групповая деятельность: рассматривание альбома с иллюстрациями «Оренбуржье мое», «Наш поселок».

Коллективное взаимодействие по сбору фотоматериалов о поселке; совместная деятельность по классификации фотоматериалов.

Взаимодействие детей с родителями по подбору фотографий прошлых лет (изучаем альбомы бабушек и прабабушек).

Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению экскурсии.

Работа в детско-взрослых сообществах по сбору, классификации и интерпретацииинформации; коллективное составление информационных справок к иллюстративному материалу (фотографиям).

Виды деятельности:коммуникативная, познавательно-

исследовательская, музыкально художественная.

Коммуникативная- беседа о достопримечательностях нашего поселка.

Познавательно-исследовательская- экскурсия в музей «Боевой славы».

Музыкально-художественная- стихотворение И. Гавриловой «Оренбуржье». Песня «Оренбуржье мое».

Коллекционирование- сбор фотоматериалов о поселке.

1.2.

«Фауна

оренбургских

степей»

30

Групповая деятельность: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа: детские забавы и развлечения в парках и скверах); игровое упражнение «Разгадай мою загадку»

Игровая- Дидактическая игра «Кто живет в озерах» Разучивание пальчиковой игры «Суслик»

Коммуникативная- Беседа об озерах и их обитателях с опорой на личный опыт детей.

Чтение художественной литературы- Чтение стихотворения И. Малова «Я слышу

степь».

Познавательно-исследовательская-прогулка в парк.

1.3.

«Здравствуй,

Оренбургский

заповедник!»

30

Групповая деятельность: рассматривание альбома с иллюстрациями «Оренбургский заповедник».

Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению опыта «Как растут деревья»

Работа в детско-взрослых сообществах по изготовлению подарков дляЛесовичка.

Игровая- Дидактические игры. Речевая разминка.

Коммуникативная- Беседа о заповеднике.

Познавательно-исследовательская- Опыт

«Как растут растения».

Художественно-творческая деятельность- Составление коллажа «Заповедник».

1.4.

«Мое Оренбуржье»

30

Групповая- Просмотр видеороликов, иллюстраций об Оренбуржье

Детско-взрослые сообщества- информационные справки о разных национальностях

Игровая- Народная игра «Дедушка – рожок»

Коммуникативная-Беседа о крае. Просмотр видеороликов, иллюстраций о нем.

Познавательно-исследовательская- знакомство с людьми

разных национальностей, живущих на его территории.

Чтение художественной литературы- чтение литературы об особенностях климата и природных зонах Оренбуржья. Его

многонациональности, достижениях

Модуль 2 «Шумят пшеничные поля…».

2.1

«Что за

зернышко

такое, непростое –золотое»

30

Групповая- Рассматривание иллюстраций. Фильм «Здравствуй, хлебушек!»

Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению опыта «Посадка зерна»

Игровая-дидактическая игра «Разгадай мою загадку», игра-импровизация «Растет колосок»

Коммуникативная- Внешний вид зерна. Беседа «Как растет хлеб, уход за ним».

Познавательно-исследовательская- Рассматривание зерен в колосьях. Сравнение сухих и ранее замоченных зерен. Опыт «посадка зерна».

Фильм «Здравствуй, хлебушек!»

Чтение худ.литературы- Чтение

стихотворения               П. Качанова «Хлеб».

2.2.

«Кто любит

трудиться,

тому на месте

не сидится»

30

Групповая: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа: посадка зерна, рост колосьев, уборка урожая, выпечка хлебных изделий.) Чаепитие.

Коллективное взаимодействие: хоровод.

Минигрупповая: инсценировка посадки и уборки зерна, выпечка хлеба.

Индивидуальная: изготовление калача из теста.

Игровая- Игра «Кто быстрее найдет свой калачик».

Коммуникативная-беседа о посадке зерна, росте колосков, уборке урожая, выпечке хлебных изделий.

Чтение худ.литературы-чтение стихов о хлебе.

Художественно-творческая - Хоровод. Инсценировки: посадка, рост, уборка зерна,

выпечка хлеба. Общий танец. Исполнение хороводной песни.

Продуктивная- изготовление калачиков из соленого теста.

2.3.

«Народные

традиции.

Хлеб в русской кухне»

30

Групповая: Рассматривание иллюстраций

Работа в детско-взрослых сообществах по сбору, классификации информации, составление информационных справок о домашних традициях: что пекут дома.

Игровая- народная игра.

Коммуникативная- Отгадывание загадки о хлебе. Беседа о сортах хлеба в разные временные

отрезки жизни России.

Познавательно-исследовательская- Загадка о хлебе. Сорта хлеба: раньше и сейчас. Русские традиции, связанные с хлебом. Коммуникативная деятельность в семье- что пекут дома.

2.4.

«Берегите

хлеб!»

30

Групповая: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа:процесс выращивания хлеба, профессия «хлебороб»)

Работа в малых подгруппах: придумывание сказки

Детско-взрослые сообщества: разгадывание кроссворда

Коммуникативная- Беседа о процессе

выращивания и производства хлеба. Вопросы о профессиях людей, связанных с выращиванием и производством хлеба.

Чтение худ.литературы- Сказка «Я – колосок».

Игровая- Народная игра

Художественно-творческая- Придумывание сказки «Я – колосок».

Эмоциональное восприятие литературного текста-обсуждение «Что нужно для изготовления печенья?» Придумываем ласковые названия хлеба.

Коммуникативная деятельность в группе- разгадывание кроссворда совместно с родителями

Модуль 3. «Город в котором мы живем».

3.1

«Знакомство с

комплексом

нашего города. Салют Победа!»

30

Групповая: экскурсия и знакомство с комплексом «Салют Победа»

Минигрупповая: работа с иллюстрациями достопримечательностей нашего города.

Игровая-дидактическая игра «Угадай по иллюстрации»

Коммуникативная- История ее создания, местоположение,

характерные особенности

Познавательно-исследовательская- Экскурсия в парк «Салют Победа»

Чтение худ.литературы– В.Степанов «Что мы Родиной зовем»

Продуктивная - Возложение цветов.

3.2.

Наши любимые места отдыха с семьей.

30

Групповая: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов

Индивидуальная: изготовление открытки «Букет для ветеранов»

Работа в детско-взрослых сообществах: составление информационных справок к иллюстративному материалу (фотографиям). Представление любимого места отдыха в поселке.

Игровая-назвать место отдыха по фотографии.

Коммуникативная- Беседа с опорой на знания детей о любимых местах отдыха семьи. Беседа о правилах безопасного поведения в

общественных местах.

Продуктивная- букет для ветеранов

Музыкально-художественная-слушание музыки.

Подготовительная группа 6 – 7 лет

Модуль 1. «Природное наследие Оренбуржья»

Цель этого раздела – познакомить детей с природным наследием Оренбуржья. Это Бузулукский бор, озеро Развал, Саракташскоехолмогорье, Светлинские озера, Каргалинские рудники. И как мало знают наши дети, а порой и сами взрослые об оренбургских степях. Оренбуржье– край редкой красоты, исключительно многообразия пейзажей, неповторимого колорита местной природы.

Модуль 2. «Шумят пшеничные поля…»

Наше Оренбуржье – это не только пуховые платки, газ, но и бескрайние хлебные поля. И как мало наши дети знают об этом, а ведь хлеб – хорошо знакомое и привычное для детей понятие, являющееся повседневным элементом их жизни. Детей интересует, как его делают, откуда он берётся, сколько сортов хлеба бывает. На эти вопросы ответит наша программа. Программа включает в себя также слушание музыки, рисование, подвижные игры – в зависимости от того, какие идеи возникнут у детей.

Модуль 3. «Город в котором мы живем…»

Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположение поселка, климат округа, округ и поселок на карте России; природа и полезные ископаемые округа; символика родного края.

Модуль 4. «Знаменитые люди Оренбуржья»

Как можно больше и глубже дать детям представлений об истории, традициях, укладе жизни людей Оренбургского края. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, поэтому необходимо приобщать их к пониманию истории своего края.

Модуль 1. «Природное наследие Оренбуржья».

Модуль/Тема

Объем ОД

(в мин)

Способы реализации

Виды детской деятельности и /или активности и /или культурные практики активности

1.1

«Мой край

родной,

Оренбургская

область!»

30

Групповая: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов

Индивидуальная – изготовление детских рисунков

Коммуникативная-Беседа о крае. Историческая справка о крае. Характерные особенности.

Познавательная-. Местоположение на карте

Чтение художественной литературы-Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»

Продуктивная-Детские рисунки «Мой поселок».

Худож.творческая-музыкальное произведение

В.Позднеева «Край Оренбургский».

1.2.

«Флора и фауна степного края»

30

Групповая: экскурсия в музей, игровое упражнение «Разгадай мою загадку» (картинки обитателей водоемов нашего края)

Игровая- Дидактическая игра «Кто живет в озерах».

Коммуникативная- Беседа об озерах и их обитателях, о лекарственных растениях с опорой на личный опыт детей

Музыкально-художественная-слушание «Над Уралом зори», муз. А. Зельцер, сл.

Л. Татаренко.

Познавательно-исследовательская- экскурсия в музей

1.3.

«Красная книга

Оренбуржья»

30

Групповая: виртуальная экскурсия на основе на основе наглядных материалов (мультимедиа)

Коллективное взаимодействие: анализ представленных материалов

Работа в детско-взрослых сообществах: составление информационных справок к иллюстративному материалу

Коммуникативная-рассматривание иллюстраций из Красной книги

Игровая- Дидактическая игра «Вспомни и назови».

Чтение художественной литературы-Чтение стихотворения

«Красная книга».

Познавательно-исследовательская-знакомство детей с представителями флоры и фауны Красной книги

Оренбуржья, представление о негативном и позитивном влиянии

деятельности человека на многообразие видов животных.

1.4

«Жемчужины Оренбургского края»

30

Групповая: игра-развлечение «Ящерица и ее хвост» Коллективное взаимодействие: по сбору информации и иллюстраций оБузулукском боре, Уральских горах.

Работа в малых подгруппах с картой

Игровая - Народная игра-развлечение «Ящерица и ее хвост»

Коммуникативная-беседа:Уральские горы, Бузулукский бор

Познавательно-исследовательская - Географическое расположение на территории области, на карте.

Музыкально-художественная - Слушание аудиозаписи «Звуки природы».

В.Позднеев «Край Оренбургский»

Модуль 2 «Шумят пшеничные поля…».

2.1.

«Хлеб — всему

голова»

30

Групповая: игры, разгадывание кроссворда

Совместная деятельность взрослого и детей: Изготовление с мамами теста для печенья.

Игровая- народная игра «Пирог», дидактические игры с родителями и детьми

Коммуникативная-отгадывание кроссворда

Продуктивная- свежая выпечка совместно с родителями и детьми

Музыкально-художественная-Народные мелодии «Мой край Оренбургский».

Познавательная- Фильм «Здравствуй, хлебушек!»

2.2

«История

выпечки хлеба

на Руси»

30

Групповая: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (посадка зерна, рост колосьев, уборка урожая), хоровод, чаепитие с хлебными изделиями, исполнение хороводной песни

Работа в малых подгруппах по подготовке и сбору материала для альбома «Как хлеб на стол пришел?», инсценировки

Индивидуальная: подготовка хлебных изделий к чаепитию

Игровая- Игра «Кто быстрее найдет свой

калачик».

Коммуникативная- беседа: Посадка зерна. Рост колосков. Уборка урожая

Чтение художественной литературы-стихи о хлебе. Музыкально-художественная  - Хоровод. Инсценировки: посадка, рост, уборка зерна, выпечка хлеба. Общий танец. Исполнение хороводной песни

Продуктивная- Альбом «Как хлеб на стол пришел?» Чаепитие с хлебными изделиями

2.3

«О том, как

хлеб становится

хлебом»

30

Групповая: игра

Работа в малых подгруппахпоподготовке и проведению эксперимента, подбору пословиц и поговорок о хлебе

Индивидуальная: выставка детских работ «Макаронные фантазии»

Игровая- Народная игра «Куры — курченяточки».

Коммуникативная-Знакомство с земляком, лучшим комбайнером

страны – В.М.Чердинцевым, его трудовыми достижениями.

Беседа.

Познавательно-исследовательская-Эксперимент «Как работают дрожжи».

Игровая деятельность- «Русские традиции. Хлебосольство».

Чтение художественной литературы – пословицы и поговорки о хлебе

Слова Р. Гамзатова о труде земледельца, хлебе.

Продуктивная –детские работы «Макаронные фантазии»

2.4

«Берегите

Хлеб!»

30

Групповая: беседа на основе наглядных материалов «Хлеб и правильное отношение к нему», инсценировка «Шумят хлеба»

Индивидуальная: поделки из соленого теста

Игровая- игра-путешествие «К бабушке в деревню»

Чтение худ.литературы- «Я – колосок»

Коммуникативная-беседа «Хлеб и правильное отношение к нему»

Продуктивная- выпечка из соленого теста.

Музыкально-творческая- «Шумят хлеба»

Модуль 3. «Город в котором мы живем»

3.1.

«История создания города Оренбурга»

30

Групповая: игровое упражнение «Где твоя улица? Где твой дом»

Работа в малых подгруппах: поделки «герб города»

Коллективное взаимодействие по сбору фотоматериалов о городе; совместная деятельность по классификации фотоматериалов, анализ материалов и создание коллекции фотографий поселка прошлых лет

Выставка фотографий родителей «Любимый край, благословенный»

Игровая- «Где твоя улица? Где твой дом?»

Коммуникативная-беседа о географических особенностях поселка, климате, символике родного края опираясь на опыт детей

Познавательная- местоположение на карте области

Продуктивная- герб города.

Чтение художественной литературы- стихотворение Л.Воронько «Лучше нет родного края»

Коллекционирование- сбор фотоматериалов «старый город»

3.2.

Культурный комплекс «Национальная деревня»

30

Групповая: экскурсия в парк, знакомство с «Национальной деревней»

Минигрупповая: работа с иллюстрациями достопримечательностей нашего города

Игровая- дидактическая игра «Угадай по описанию»

Коммуникативная- знакомство с «Национальной деревней». История ее создания, местоположение,

характерные особенности

Познавательно-исследовательская-  Виртуальная экскурсия в «Национальную деревню».

Чтение худ.литературы – В.Степанов «Что мы Родиной зовем»

Продуктивная - Возложение цветов.

3.3.

«Заповедные местаОренбургского края

30

Групповая деятельность: рассматривание альбома с иллюстрациями «Заповедные места Оренбургского района»

Выставка фотографий «Времена года. Оренбуржье»

Игровая- Дидактические игры «Узнай по фотографии». Речевая разминка.

Коммуникативная- Беседа о заповедных местах Оренбургского района

Художественно-творческая деятельность- Составление коллажа «Заповедные места»

3.4.

«Знаменитые люди нашего города»

30

Коллективное взаимодействие по сбору фотоматериалов о известных людях нашего города; совместная деятельность по классификации фотоматериалов. Выставка

Коммуникативная- беседа, рассматривание фотографий и иллюстраций

Познавательно-исследовательская- экскурсия в библиотеку

Игровая – рифмовки «Доскажи словечко»

Чтение худ.литературы- знакомство с творчеством поэта-земляка М.Джалиля.

Модуль 4 «Знаменитые люди Оренбуржья»

4.1.

«Писатели-

классики в

Оренбургском

крае»

30

Групповая: рассматривание фотоматериала, слушание сказок

Коммуникативная-

А.С. Пушкин, В.И. Даль, С.Т. Аксаков Беседа. Рассматривание фотоматериала

Худож.творческая- аудио-видео-сказки, проигрывание эпизодов любимых литературных произведений

4.2.

«Космонавт

Ю.А.Гагарин»

30

Групповая: игровое упражнение «Самолет построим сами»,

Работа в малых подгруппах: исполнение песен о космосе

Индивидуальная: рисунки «Первый космонавт»

Коллективное взаимодействие по сбору фотоматериалов о космосе и первом космонавте

Выставка детских работ

Игровая- игра «Самолет построим сами»

Коммуникативная- беседа, просмотр фотослайдов

Музыкальная-песни о космосе

Продуктивная- рисунки «Первый космонавт»

4.3.

«Оренбуржье в годы

войны»

30

Групповая: экскурсия, беседа

Взаимодействие детей с родителями по подбору фотографий участников войны (изучаем альбомы бабушек)

Индивидуальная: цветы к памятнику

Коммуникативная-беседа «Человек жив до тех пор, пока его помнят», о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы войны

Познавтельная- экскурсия к памятнику

2.1.1. Образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов семей и педагогов.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования является использование потенциала регионального компонента.

Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает интеграцию в разных видах детской деятельности.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно–нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его района, области, города, страны». В данной программе речь идет о значении истории родного края и ее влияние на патриотическое воспитание дошкольников.

В реализации образовательной программы «Родной свой край люби и знай» возникла потребность в связи с тем, что в развитии познавательной сферы дошкольников, формировании основ гражданственности, приобщения к культуре, традициям и природе родного края, совершенствования системы мотивированного и опережающего развития является опора на потребности и возможности детей. А также создание условий для раскрытия детской индивидуальности.

        Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребенка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадают с их личной готовность к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношений к школе. Результаты тестирования и анкетирования детей на форсированности мотивационной готовности к школе, а также данные опроса родителей, убедили нас в проведении целенаправленной деятельности в ДОУ по пробуждению положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста, через реализацию образовательной программы «Родной свой край люби и знай».

2.1.1. 1. Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

        При осуществлении образовательного процесса педагогическим коллективом дошкольного учреждения учитываются национальные и социокультурные, условия осуществления образовательного процесса.

        Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории ее возникновения, его достопримечательностях, промышленности, вида транспорта, городских зданий и учреждений, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

        Географическое расположение г. Оренбурга (граница Европы и Азии), соседство с Казахстаном, Башкирией, а также социально-исторические условия обусловили многофункциональный состав групп МБДОУ№171: русские, украинцы, белорусы, татары, казахи, башкиры и др. При организации образовательного процесса в ДОУ учитываются потребности семей различной этнической принадлежности: в привитии детям национальных и культурных традиций. Педагоги МБДОУ№171 с уважением относятся к детям, разговаривающие на родном для них языке, внимательно прислушиваются к национальным устоям и положениям их родителей, создают необходимые условия для развития свободной личности ребенка без националистических предрассудков.

        Любовь к родной природе-одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают знания о краеведческих сведениях о природе, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о природе.

        При разработке Программы коллектив учел преобладающий резко континентальный климат в районах г. Оренбурга (температура зимой до 30С, летом до +30С), что оказывает существенное влияние на воспитательно-образовательный процесс. Так режим дня в детском саду составлен с учетом холодного и теплого времени года. Организация прогулок в зимнее время осуществляется при температуре не ниже -15С (младший возраст) и не ниже -17С (старший возраст). В дни отмены прогулок организуется совместная деятельность взрослых и детей в помещениях детского сада. В летнее время большую часть дня воспитанники проводят на воздухе (утренний прием, утренняя гимнастика, игры, развлечения и т.п.)

        Социокультурные особенности г. Оренбурга также не могут не сказаться на содержании образовательной деятельности ДОУ. Ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых. Педагоги знакомят с работой оренбуржцев на многих производствах г Оренбурга.

2.1.1.2.Формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива

        Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом проводится в форме экскурсии по достопримечательным местам малой родины. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, обитателей водоемов.

        Большая роль в реализации Программы отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, т.к воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитателя широко используются:

- дидактические,

- подвижные;

-настольные;

-сюжетно-ролевые;

-театрализованные игры.

Которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.

В совместную деятельность включаются беседы о родном городе, животных родного края, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества. Также проводятся мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств.

2.1.1. 3.Сложившиеся традиции учреждения

        Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем и освоение программы «Родной свой край люби и знай» возможно только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально патриотическим путем, т.е через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение и приобщение детей к определенным сложившимся традициям в нашем МБДОУ №171.

Так воспитывая патриотические чувства, любовь к родному краю, в каждой группе создан центр по «Краеведению», «Оренбуржье край родной». Где собраны наглядные материалы, литература, иллюстрации, фотографии, оформлены альбомы о людях прославлявшие наше Оренбуржье, о богатстве Оренбургской области и г. Оренбурга.

        Знакомя детей с настоящим и прошлым родного края, в нашем ДОУ создан краеведческий мини-музей где подобран материал о г. Оренбурге и крае включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края. Экспозиции музея постоянно обновляются и обогащаются. Посещение музея доступно для каждого ребенка и родителя. Рассматривая предметы русского быта проводим посиделки «В гостях у мастерицы», где знакомим с этапами создания орнамента Оренбургского пухового платка. Также одной из традиций в нашем ДОУ является проведение семейных праздников, праздников-выставок творчества детей и родителей: «Зимушка-хрустальная», «Оренбургская капель», дары Оренбургской осени».

        Знакомя детей с историческим прошлым и боевой славой города вошла традиция ежегодной встречи с ветеранами ВОВ, изготовление праздничных открыток, поздравление ветеранов.

        Знакомя детей с искусством родного города, традиционно принято приглашать артистов цирка, кукольного театра, филармонии, Драматического театра. Ежегодно проводится конкурс детей –чтецов на тему: «Край родной-земля уральская».

        Поддерживая программу области от 2005 г «Об охране окружающей среды» также вошло в традицию проводить ряд мероприятий в ДОУ (озеленение участков, высадка цветников и деревьев и уход за ними, оформление экологической тропы, проведение праздника «Земля наш общий дом»). Еще одной сложившейся традицией является участие ДОУ №171 в празднике города, празднике цветов, где активное участие принимают педагоги, дети, родители. Дети готовят композиции и презентации.

        Таким образом, успех реализации программы «Родной свой край люби и знай» значительно обусловлен традициями, которые существуют в ДОУ №171, и способствуют задачам патриотического воспитания детей.

3.1. Описание материально- технического обеспечения  Программы

В группах центральное место при организации предметно-развивающей среды отведено центру краеведения, где дети могут ознакомиться с культурным наследием родного края, узнать историю родного горда и Оренбургской области. В центре представлены фотографии родного города, памятников города Оренбурга, тематические альбомы, дидактические игры, портреты знаменитых людей, детские произведения писателей и поэтов, куклы в национальных костюмах, сшитые руками воспитателей и родителей, символика города Оренбурга.

Альбомы: «Мой Оренбург»; «Заповедные места Оренбургского края», «Музеи», «Знаменитые люди Оренбурга», «Как хлеб на стол пришел», «Оренбургский пуховый платок».

Выставки: «Первый космонавт», «Времена года. Оренбуржье», «Старый город», «Любимый край, благословенный!», «Макаронные фантазии».

Музыка: Гимн «Живи, Оренбург» (сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова,

«Песня об Оренбурге» Золотарёв П. Ф.

Аудиозапись «Я - оренбуржец и этим горжусь!» С. Шмелев

Сказки А.С. Пушкина в аудиозаписи «Сказка о золотой рыбке».

Песни Ю. Антонова "Не рвите цветы"

Музыка П.И. Чайковского «Времена года»

В.Позднеев «Край Оренбургский»

А. Зельцер, Л.Татаренко «Над Уралом зори»

Видеотека: Презентации «Родной город Оренбург», «Архитектурные достопримечательности города Оренбурга», «Здравствуй, хлебушек!», «Оренбургский пуховый платок».

Оборудование: мультимедиа, музыкальный центр, ПК.

3.1.1. Обеспеченность  методическими материалами и средствами обучения воспитания

Методическая литература, обеспечивающая успешную реализацию программы:

Для педагогов:

1. «Край степной - Оренбуржье». М., «Планета», 1983г.

2. Ветров А.С. География Оренбургской области. Челябинск, ЮУКИ, 1996г.

3. Гаранькии Ю.Д., Дорофеев В.В., Жилин А.Н. – Оренбург / Ю.Д. Гаранькии , В.В Дорофеев ,

А.Н. Жилин Оренбургское книжное издательство. 1995. - 160 с

4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина М.: творческий центр, 2003.76с

5. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: – М.: Мозаика – Синтез, 2009

6. Путеводитель-справочник /составители И.З.Мансуров, И.Я. Скутин. -Челябинск: Южно- Уральское книжное издательство, 1977. - 204 с 151

7. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: Учебно-методическое пособие. – СПб. ООО «ИЗДТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010

8. Сайгин, Н.И. История культуры Оренбуржья (XVIII — XXI вв.) / Н.И. Сайгин. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. — 480 с.

9. Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про

Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)

10. Соломенникова О.А. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2008

11. Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СП.б.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

12. Чибелёв А.А. Природное наследие Оренбургской области – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996г.

13. Чибилев, А.А. Географический атлас Оренбургской области / А.А.Чибилёв. -научн.ред. и.- М.: Издательство ДИК. 1999. - 96 с.

14. Экологические проекты в детском саду/ О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2011

15. Энциклопедия «Оренбуржье» / Ю. Свобов, О. А. Колдина и др.- Оренбург, Оренбургское литературное агентство «Золотая аллея», 2010

16. Энциклопедия «Оренбуржье» / Ю. Свобов, О. А. Колдина и др.- Оренбург, Оренбургское литературное агентство «Золотая аллея», 2010

17. Юлаев И. Встретимся летом. Оренбург, 1999г.

Литература для детей:

1. В. Разувин «К Оренбургу».

2. Загадки о лесе, животных и птицах.

3. Загадки, чтение А.Букалов «Как машины хлеб берегут»; пословицы и поговорки о хлебе,

4. В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», О.Зыкова «Хлебороб».

5. Н.Семикозова «Родина», загадки о профессиях, пословицы и поговорки о труде.

6. Некрасов Н.А., Колосья. — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

7. Приходько В., Дом зерна. – Москва, Издательство «Малыш», 2010

8. Прусс А. «Рассказы по истории Оренбуржья.

9. Романовский С., Родина. — Москва, Издательство «Детская литература», 2001

10. стихотворение «Мой Оренбург», С. Михалков «Улица моя».

11. Топелиус З., Три ржаных колоса. – Москва, Издательство «Детская литература», 2000.

3.1.2. Режим дня

 При организации режима пребывания детей в образовательном учреждении, учитывается следующее:

  • соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника (удовлетворение потребностей организма в сне, отдыхе, пище, движении и.т.д.);
  • оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна, целесообразное чередование   различных   видов   деятельности   и   отдыха   в   процессе бодрствования, учет посильности умственных и физических нагрузок и т.д.;

Особое внимание в режиме дня уделяется таким постоянным компонентам, как

  • прием пищи (пятиразовое питание);
  • дневной сон;
  • пребывание на свежем воздухе.

Время и длительность их проведения четко определена в режиме каждой возрастной группы. Соблюдение этого времени является обязательным и постоянным.

При составлении режима дня учитываются требования СанПиН (2.4.1. 1249-03), рекомендации основной образовательной Программы ДОУ.

Организация режима дня детей дошкольного возраста строится с учетом 12-часового пребывания в ДОУ (7.00 - 19.00).

В режиме дня каждой группы предусмотрено следующее:

  • максимальная продолжительность непрерывного бодрствования составляет 5,5-6 часов;
  • ежедневная   продолжительность прогулки составляет 4 - 4,5 часа (прогулки организуются 2 раза в день в I и II половине дня);
  • на дневной сон отводится ежедневно 2 - 2,5 часа;
  • самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям и др.) составляет 3-4 часа.

3.1.3. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда группы:

• содержательно-насыщенная, развивающая;

• трансформируемая;

• полифункциональная;

• вариативная;

• доступная;

• безопасная;

• здоровьесберегающая;

• эстетически-привлекательная.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры»,«уголки», «площадки»), оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себязанятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовыватьобразовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития выступают:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок ряженья (для театрализованных игр);

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);

• уголок природы (наблюдений за природой);

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей —

конструктивной, изобразительной, музыкальной, спортивный.

Предметно -пространственная среда не ограничивается рамками групповой комнаты, она охватывает территорию всего детского сада. В раздевалке находиться тематические стенды для родителей, фотовыставки. Проводятся целевые наблюдения на кухне. В музыкальном зале проходят развлечения, досуги, праздники и подготовка к ним. Дети пользуются детскими музыкальными инструментами (ложки, дудочки, металлофоны и др.), различными атрибутами(венки, маски, ленточки и др.). Активно используют их в народных играх. Во время прогулки на участках есть возможность понаблюдать за живой и не живой природой, организовываются опыты, игры детей с природным материалом.

И за пределами детского сада не заканчивается предметно- пространственная среда. Совместно с родителями создаются маршруты целевых прогулок и проводятся в парк, к памятнику боевой славы, художественную школу, библиотеку, музей.

Предметно- пространственная среда распространяется и на семью ребенка, здесь продолжает идти совместная работа детей и родителей по реализации данной программы: изготовление теста для печенья, разгадывание кроссвордов, рассматривание фото альбомов бабушек и прабабушек для фото выставки "Фото прошлых лет", и т.д.

Воспитатели проводят виртуальные экскурсии, где дети могут путешествовать по территории всей области "Мой край родной - Оренбургская область".

Дополнительный раздел Программы

Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Программа«Родной свой край люби и знай!» рассчитана на 2 года иориентирована на детей от 5 до 7 лет. Программа реализуется в образовательной деятельности и различных режимных моментах.

Целью программы «Родной свой край люби и знай!» является: формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.

Основные задачи:

-формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины;

-формировать представления о достопримечательностях родного края, исторических корнях района, символике.

-расширять представления о природных богатствах Оренбургской области: растительном и животном мире; полезных ископаемых;

-вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям;

-сформировать ценностные отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;

-вызвать потребность и желание как можно больше узнать о своей малой Родине;

-развивать у дошкольников навыки познавательно-исследовательской, творческой деятельности.

Программа призвана помочь детям проникнуться красотой родного края, узнать больше об основных богатствах нашего края, о его растительном и животном мире. В ходе ее реализации дети узнают об этих уникальных местах Оренбуржья много интересных фактов: их местоположение, занимаемую площадь, живописность ландшафта, растительный и животный мир, а также познакомятся с геологическими памятниками оренбургского края.

Успешное выполнение программы требует создания современнойразвивающей предметно-пространственной среды. Для этого в ДОУ функционируютдополнительные помещения, обеспечивающие осуществление образовательного процесса:музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет психолога, сенсорная комната, изостудия. Также для реализации программы используется территория возле ДОУ, музеи и памятные места города.

Работа педагогического коллектива с семьейвыстроена по следующим направлениям:

-  изучение социального статуса семей воспитанников ДОУ;

-  обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности;

-  организация и проведение массовых мероприятий с участием родителей.

Представленные направления реализуются в различных методах и формах взаимодействия с родителями:- индивидуальная работа с родителями: беседа, консультация, посещениезанятий;

-  коллективная работа: родительские гостиные, тематические встречи(обмен семейным опытом), проведение открытых занятий, спортивные соревнования, досуговые мероприятия;

-  разработка методических рекомендаций.

Приложение

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы (для детей 5-6 лет)

№ п

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

не проявляется

1

Сформировано представление о своей семье и своем доме.

В –Хорошо сформировано представление о своей семье и своем доме.

С - частично сформировано представление о своей семье и своем доме.

Н -  не сформировано представление о своей семье и своем доме.

2

Может составить

небольшой рассказ

об Оренбурге и своем поселке

В – Самостоятельно может составить небольшой рассказ

об Оренбурге и своем поселке

С -  По алгоритму может составить небольшой рассказоб Оренбурге и своем поселке

Н – С помощью взрослого может составить небольшой рассказ об Оренбурге и своем поселке

3

Может назвать некоторые растения и животных Южного Урала.

В -   Может назвать некоторые растения и животных Южного Урала.

С – Частично может назвать некоторые растения и животных Южного Урала.

Н – Не может назвать некоторые растения и животных Южного Урала.

4

Может назвать

достопримечательности Оренбурга, своего поселка, места отдыха.

В – Способен назвать достопримечательности Оренбурга, своего поселка, места отдыха.

С – Не всегда способен назватьдостопримечательности Оренбурга, своего поселка, места отдыха.

Н – Не может назвать достопримечательности Оренбурга, своего поселка, места отдыха.

5

Имеет небольшие сведения о нашей стране, знает столицу, может показать на карте.

В – Имеет разнообразные сведения о нашей стране, знает столицу, может показать на карте.

С – Имеет небольшие сведения о нашей стране, знает столицу, может показать на карте, с помощью взрослого

Н – Не имеет  сведений о нашей стране, не может назвать столицу, неможет показать на карте.

6

Имеет представление об общественных нормах и правилах

В – У ребенка развито чувство терпимости к другим людям

С – Имеет представление об общественныхнормах и правилах,и старается выполняет их.

Н – Имеет представление обобщественных

нормах и правилах, но не всегдавыполняет их.

Реализацию программы обеспечивают воспитатели старших и подготовительных групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

Воспитатель:организовывает образовательную деятельность:

1. В специально организованной образовательной среде (создание в группе условий для формирования у дошкольников представлений о родном крае).

2. В организованных формах (экскурсии, совместная деятельность воспитателя с детьми,самостоятельной деятельности детей, направляет совместную деятельность детей и родителей и др.).

3. В проектной деятельности (создание альбомов и презентаций).

4.  Наблюдение за эффективностью реализации программы.

Музыкальный руководитель: участие в подготовке и проведении праздников; создание аудиотеки.

Инструктор по физической культуре:участие в подготовке и проведении праздников; создание картотеки: «Народные игры Оренбуржья».

Педагог-психолог: Организует совместную деятельность воспитателя с детьми, направляет совместную деятельность детей и родителей, наблюдает за эффективностью реализации программы.

        Воспитателиобеспечивают непрерывную образовательную деятельность с использованием видео и фотоматериалов, беседы, проведение викторин, конкурсов, театральных представлений по данной теме.Воспитатель организует предметно-развивающую среду. Подбирает соответствующие альбомы, иллюстрации, настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить полученные знания, формируют умения самостоятельно использовать их.

Воспитатель использует прием действенного соучастия детей, привлекает детей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивает их фантазию.

При реализации данной программы каждая тема подкрепляется различными играми,

продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, экспериментирование).

Педагоги – отбирают из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны. Причем факты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будить воображение. Поэтому осуществляя работу по формированию ценностного отношения к культурному наследию Оренбуржья, воспитатель прежде всего, сам изучает его. Продумывают, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив то, что характерно только для данной местности, данного края.

Данная деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области культурного наследия Оренбуржья. Педагог осваивает художественные средства (исполняет песни, читает произведения художественной литературы, т.д.), тогда он привносит в занятия элементы артистичности, индивидуальности.

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы (для детей 6-7 лет)

№ п

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

не проявляется

1

Сформировано представление о своей семье и своем доме. Понимает значение слов «род», «родня», «родословная»

В –Хорошо сформировано представление о своей семье и своем доме. Понимает значение слов «род», «родня», «родословная

С -Частичносформировано представление о своей семье и своем доме.  Частично понимает значение слов «род», «родня», «родословная»

Н -  Не сформировано представление о своей семье и своем доме. Не понимает значение слов «род», «родня», «родословная»

2

Имеет сведения обУральском крае, городеи может показать

их на карте

В – Имеет разнообразные сведения об Уральском крае, городе, поселке и может показать их на карте

С - Имеет некоторые сведения об Уральском крае, городе, поселке и может показать их на карте с помощью взрослого

Н – не имеет сведений обУральском крае, городе, поселке и не может показатьих на карте

3

Может назвать

достопримечательности Оренбурга, своего поселка, места отдыха.

В – Способен назвать достопримечательности Оренбурга, своего поселка, места отдыха.

С – Не всегда способен назвать достопримечательности Оренбурга, своего поселка, места отдыха.

Н – Не может назвать достопримечательности Оренбурга, своего поселка, места отдыха.

4

Имеет представление иможет показать на карте свою страну и столицу

В -   Имеет представление и может самостоятельно показать на карте свою страну и столицу. Может рассказать о географических особенностях своей страны, ориентируясь по карте

С – Имеетпредставление иможет с помощью взрослого показать на карте свою страну и столицу

Н – Не имеет представление о своей стране и столице.

5

Владеет знаниями о жилищах – русских, татар, башкир планировкой, предметами народного быта

В – Владеет знаниями о жилищах – русских, татар, башкир: планировкой, предметами народного быта. Проявляет интерес к некоторым русским традициям и праздникам

С – Владеет знаниями о жилищах – русских, татар, башкир: планировкой, предметами народного быта

Н – Не владеет знаниями о жилищах – русских, татар, башкир: планировкой, предметами народного быта

6

 Имеет представление об общественных

нормах и правилах

В – Хорошо развито чувство ответственности (за другого человека, за живое существо, за начатое дело, за данное слово).

С – Развито чувствособственного достоинства

по отношению к себе идругим. Готов прийти на

помощь.

Н – Имеет представление об общественных нормах и правилах, но не всегдавыполняет их.

Поделки на тему народов мира Поделки на тему народов мира Поделки на тему народов мира Поделки на тему народов мира Поделки на тему народов мира Поделки на тему народов мира Поделки на тему народов мира Поделки на тему народов мира